ДЕТСКИЙ САД
КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №82
Организованная и самостоятельная театрализованная деятельность детей в развитии личности дошкольника
(Из опыта работы)
Речь – одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми.
Разнообразить речевую практику дошкольников в детском саду мне помогает театрализованная деятельность, именно театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие детей: стимулирует речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат.
Театрализованная деятельность:
• помогает усвоению богатства родного языка, его выразительных средств
• появляется живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению
• совершенствует артикуляционный аппарат
• формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь
• улучшается усвоение содержания произведения, логика и последовательность событий
• дети получают эмоциональный подъём
• способствует развитию элементов речевого общения: мимики, жестов, пантомимики, интонации, модуляции голоса
• позволяет формировать опыт социализации
• стимулирует активную речь.
Вся жизнь детей насыщена игрой. Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей. Классифицировать их можно в зависимости от ведущих способов эмоциональной выразительности, посредством которых разыгрывают сюжет на: игры-драматизации и режиссерские игры.
В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности – интонацию, мимику, пантомиму.
Видами драматизации являются
- игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
- ролевые диалоги на основе текста;
- инсценировки произведений;
- постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
- игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.
В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности.
Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду:
- настольный,
- плоскостной и объемный,
- кукольный
- катушечный;
- ложковый;
- баночный;
- кулачковый и т. д.
Влияние театрализованной деятельности на развитие речи неоспоримо. Мои воспитанники на протяжении этого времени являлись активными участниками учебно-воспитательного процесса, жизни группы и детского сада, участниками и дипломантами конкурсов различного уровня: муниципального, регионального.
Таким образом, в процессе организации театрализованной игры у детей развиваются организаторские умения и навыки, совершенствуются формы, виды и средства общения, складываются и осознаются непосредственные взаимоотношения детей друг с другом, приобретаются коммуникативные умения и навыки.